В традиционно сухопутной России силу и направление ветра было принято определять по форме дыма из трубы. Великий реформатор Пётр I, превративший нашу страну из места, откуда, по словам гоголевского городничего, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», в европейскую державу, обратил своё внимание и на такую небольшую вещицу, как флюгер.
Очевидно, первым петербургским флюгером стал ангел на шпиле Петропавловского собора. Известный нам ангел – уже четвёртый по счёту. Первый же был изготовлен по проекту самого Доменико Трезини, строителя собора, и сильно отличался от нынешнего. Ангел Трезини летел параллельно земле, и казалось, что он только прикасается к прямому, строгому кресту. Как пишет с некоторой иронией современный историк, этот ангел – «подросший брат непременных героев светской живописи того времени: проказливых амуров с розовыми попками и надутыми щёчками, которые, залетая в барочный храм, становятся смиренными ангелочками со сложенными ладошками». Первый ангел парил над городом 22 года, вплоть до той страшной ночной грозы, когда от молнии, ударившей в колокольню, деревянные конструкции шпиля загорелись, и он рухнул вниз, на собор. Восстановление Петропавловского собора затянулось на много лет, но и само здание, и ангел над ним были воссозданы в первоначальном виде. Правда, жизнь второго ангела оказалась совсем короткой: его хватило только на три года. Привычный для нас ангел, выполненный по проекту Антонио Ринальди, появился в 1778 году. Хотя он стал меньше по размерам и компактнее, зато у него освободилась рука, которой он с тех пор благословляет город. Нынешний ангел – копия ангела, сотворённого Ринальди, – был установлен в 1858 году, при замене деревянного каркаса шпиля металлическим (проект военного инженера Д. И. Журавского).
Другой всем известный символ Петербурга – золотой кораблик на шпиле центральной башни Главного Адмиралтейства – тоже служит флюгером. Существующее здание Адмиралтейства унаследовало эту знаковую деталь от построек петровского времени. В архивных источниках пока не удалось найти имя автора этого кораблика, хотя достоверно установлено, что прототипом для него послужил первый военный корабль Петра I. Казалось бы, значительно проще сделать такой корабльфлюгер одномачтовым, чтобы он приобрёл форму треугольника –самой прочной и устойчивой фигуры. Но ещё создатели самого первого адмиралтейского флюгера, простоявшего на прибалтийских ветрах полтора столетия, выбрали трёхмачтовый профиль, явно отдав предпочтение мемориальной роли кораблика.
Хотя Адмиралтейство Андриана Захарова и построено в стиле ампир, но его башня, да и сам кораблик, всётаки принадлежат эпохе барокко – с её «прорывами в бесконечность», столь соответствовавшими характеру Петра. В городе эпохи классицизма флюгеров уже нет, точнее, есть, но лишь старые. Снова к этой затейливой архитектурной детали обращаются в эпоху романтизма. У архитекторовромантиков флюгер становится и реминисценцией Средневековья, и напоминанием о «музе дальних странствий». Примерно со второй трети XIX века в городской застройке появляются дома с башенками, увенчанными флюгерами. Это было своего рода возвратом к петровским идеям сооружения вертикалей, но уже в иной системе, не дворцовой или имперской, а частной, повседневной. То эмоциональнопластическое состояние державного города, окна в Европу, которое создавалось вокруг центральных аристократических ансамблей, распространилось на рядовую застройку доходных домов. В облике угловых зданий, часто, особенно с 1880х годов, увенчанных куполами сложной формы, особую роль играли навершия как пластическое завершение перспективы и просто декоративная деталь, обогащающая облик дома.
Нет комментариев
Добавить комментарий