Художественная обработка металла на Руси.
Художественная обработка металла занимает особое место в истории декоративного искусства. Металл можно плавить, заливать в форму, штамповать, волочить, гнуть, скручивать, ковать, чеканить и т.д. Это прекрасный материал для создания художественных изделий.
На Руси кузнечным делом начали заниматься в 6-4 вв. до н.э. В те времена это были грубо выполненные предметы. Позднее научились изготовлять мечи и серпы, топоры и ножи, кольчуги и шлемы, искусство изготовления которых поражает специалистов.
Ковка как древнейший способ обработки металлов - имела особый расцвет на Руси в 16, 17 и 18 веках. При Иване Грозном труд кузнецов был исключительно ручным, но, тем не менее, русские мастера поставляли в войска кованые пушки. Постепенно производство их совершенствовалось. В 18 в., при Петре 1, было создано много оружейных заводов, где широкое применение получили ковочные рычажные молоты с водяным приводом.
В 1800 году кузнец тульского оружейного завода Пастухов первым применил штамповку. К середине 19 в. появились паровые молоты, на смену которым в наше время пришли гидравлические машины (прессы).
Потребность в кузнечных изделиях всегда была велика, потому и служителей данного ремесла было немало. Известен тот факт, что фамилия Кузнецов до сих пор является самой распространенной русской фамилией.
Наибольших успехов художественная ковка достигла в России в 17 - 20 вв. Своеобразие русских национальных традиций неразрывно связано с историей государства, требованием господствовавших в различные периоды архитектурных стилей, мастерством русских архитекторов и скульпторов, кузнецов и литейщиков.
Каждое композиционное новшество требовало совершенствования технологии, потому удобнее всего рассматривать отдельные периоды развития искусства ковки вместе с определенными разделами технологии.
Наиболее древние кованые изделия знали все те же приемы обработки, что и современные кованые изделия. Поковка 17в., хранящаяся в ГИ, представляет собой раскованный металл с применением сечки. Такие же изделия можно найти во все последующие эпохи.
Первоначально главным объектом труда кузнеца считались рядовые бытовые предметы. Особый интерес представляют собой кованые светцы. Светец - это металлический стержень, имевший в верхнем конце расщепление, в который вставлялись длинные лучины. Чтобы стержень с лучиной стоял вертикально, к его нижнему концу прикреплялся тяжелый обруч. Во избежание пожара светец ставился в ведро с водой. Это простое изделие, не занимавшее много времени на изготовление, давало возможность для композиционных экспериментов и технологических проб. Не удивительно, что все новое в технологии русской ковки для архитектуры бралось из результатов опытов изготовления элементарных бытовых изделий.
Постепенно кузнецы начали украшать свои изделия различными узорами и завитками. Со временем вместо стержня бралась железная полоса, ее края надрубались и закручивались в тонкие валюты, верхний конец также разрубался и таким образом создавались неповторимые композиции.
В последствии все наработанные приемы замечательным образом перекочевали в архитектурные работы. Сначала это были решетки в небольших нишах, потом такие же элементы перешли в крупные проемы и пространства.
Основной рост уровня художественных кузнечных работ наблюдался в 17 в., когда Москва из деревянной постепенно становилась каменной. Кузнечное мастерство проникало не только в церковную, но и светскую архитектуру. Часто решетки 17в. имели один модуль, который многократно повторялся. Отдельные элементы скреплялись либо кузнечной сваркой, либо кузнечной клепкой.
18 в. внес много нового в изготовление металлических решеток. Применяются все доселе известные кузнечные способы обработки металла. Строгие по силуэтам элементы усложняются глубиной пространства. Могут появиться маски, звезды, цветы, солнце и др. Вырубленные из жести детали. Если решетки 17 в. составлялись из повторяющихся модулей и это наиболее соответствовало последнему периоду древнерусского каменного зодчества, то 18 век принес другой стиль - русское барокко. Он отмечается более круглым масштабом декора, на общий ритм архитектуры как бы накладываются крупные гирлянды или ветви. Такова же и лепнина здания. Ковка будто бы рвалась в усложненное рельефное решение. К тому же Россия обзавелась большим количеством оружейных заводов, где налаживалось литейное производство, тесно связанное с рельефным искусством. Не удивительно, что успешное освоение чугунного литья стимулировало активное производство чугунной скульптуры и архитектурных деталей декора. Появляются уникальные чугунные решетки. Модели к таким решеткам создавались великими русскими архитекторами. Прекрасный пример тому - в Москве Чугунные ворота в Толмачевском переулке.
Имелись ограды конца 18 в., где сочетались кованые элементы с литыми. 19 век можно считать веком гармонии. Под влиянием стиля "классицизм" создавались целые пространственные композиции из металла на балконах, оградах особняков. Причем литых элементов могло быть очень немного, они уже выглядят как драгоценные вставки в кованой оправе. Гениальные русские архитекторы Бове, Жилярди, Казаков и Баженов создали проекты невероятно изящных композиций, которые были исполнены мастерами высочайшего класса.
Целая программа прославления России решалась через вопросы градостроительства. Если в петровскую эпоху все строительство было перенесено в северную столицу, то в екатерининскую эпоху вновь строятся города России - Москва, Кострома, Нижний Новгород, Казань, строятся отдельные строения и целые улицы в городах по всей Российской империи. Такая же политика поддерживалась всеми последующими монархами. Вся разница заключалась в том, что одни предпочитали строить православные соборы, другие дворцы, третьи казармы и суды; в итоге все эти великолепные сооружения остались своему народу и до сих пор являются лучшими жемчужинами русских городов.
Цивилизация вносит много нового для русского кузнеца. Он изготовляет замечательные фонари, лестничные перила.
Хочется отметить очень оживленный период в истории русской художественной ковки - это архитектура "модерна". Имена архитекторов - Щусев, Шехтель, Гипиус, Голецкий. Неповторимые силуэты зданий ставили новые задачи, К объектам ковки стали относиться козырьки подъездов, коньки крыш.
В советский период 1930-1960 гг. Ковка уступает почти все свои позиции художественному литью. Очень много архитектурно-пространственных композиций из металла украшают официальные государственные и общественные здания. Большая роль в период после 1960 года по прежнему отводится литью. Очень много горячей штамповки. В конце концов, профессия кузнеца начала медленно, но верно вымирать, даже в реставрационных кругах.
В 70-х годах 20 в. кованый металл вызвал неожиданный интерес у скульпторов, т.к. изделия из листового металла были дешевле литых. Металлическая основа для таких работ делалась из профильного металла. Примером такой композиции являются часы Центрального театра кукол, автором которой является как раз скульптор Шаховский.(1971г.). Скульптура создавалась с явным применением старинных мотивов ковки. Вводились целые композиции, которые вошли в понятие "графическая скульптура". Создаются новые решетки строгого геометрического стиля. В середине 80-х годов появляются первые опыты горячей обработки металлов.
Наши дни отмечены бурным всплеском работ художественной ковки. Идет возрождение реставрационных работ, создается много решеток на старинные дома в центре городов.
Казалось бы, такое обилие кузнечных заказов должно было выдвинуть целый ряд талантливых художников и мастеров. В действительности, прошли целые выставки работ, связанных с художественной ковкой, на которых можно отметить целый ряд талантливых художников по металлу, у каждого из них определилось свое любимое направление и свой стиль. Но мне кажется, что чрезмерное стремление к индивидуальности несколько заслоняет более высокие задачи искусства, в частности очень мало интересных работ художественной ковки современного периода в фасадной архитектуре, где был бы создан какой-либо ритм, отвечающий общему пластическому решению здания, что весьма обидно. Именно в этой области русское искусство знало немало примеров дореволюционного периода. Пока хочется отметить талантливые работы более камерного станкового значения. Среди авторов можно выделить Н.Чекмарева, Ф.Хамадиева, В.Маркова, А.Анатольева, П.Кудрина и многих других, где эта тенденция явно выражена.
И всё же художественная ковка находит применение - в городской и сельской застройке появляются эстетически значимые работы из металла, им отводится роль связующего звена между человеком и архитектурой.
Такие художественные произведения кузнецов располагаются в зоне пешеходного движения, они сомасштабны человеку. Как правило, эти произведения из металла в градостроительстве по-своему, в присущих этому материалу формах и приёмах, отражают идеи объединения отдельных элементов застройки, закрепления важнейших планировочных узлов, а иногда вносят лирическую ноту в строгую геометрическую архитектуру современных зданий.
При всём разнообразии современных художественных работ из кованого металла в городской среде современные исследователи выделяют ряд определённых тенденций. Их три:
использование традиционных народных мотивов, как в рисунке, так и в обработке металла;
использование композиционных приёмов и наиболее характерных элементов сложившихся стилей прошлого;
поиски современных объёмно-пространственных решений.
Художественные изделия из кованого металла в современной городской среде чаще всего встречается у общественных зданий либо в парковых зонах. Подобные изделия в современной типовой жилой застройке специалисты находят достаточно редким явлением. И тем более интересно представляется им рассказать о вторжении кузнецов и в эту область. Ниже приводится выдержка из книги "Современная художественная ковка", посвященная этой проблеме.
В посёлке Отрадное Ленинградской области, на улице Лесная, между двумя типовыми корпусами установлено необычное произведение металлопластики. Автор - гатчинский кузнец В.М. Марков. Изображен земной шар, обвитый лентами "на ветру", внутри шара - откованная верхняя часть мачты с парусами, а в плоскости меридиана - символ моря - штурвал. Это произведение оживляет скучную застройку, вызывает живое трепетное чувство.
Когда-то мощеные улочки средневековых городов украшали металлические вывески, прикреплённые на кронштейнах к стенам домов, и над людьми, спешащими по своим делам, нависал то железный сапог, то крендель, оповещая о том, что здесь сапожная мастерская или пекарня. И сегодня во многих городах мы можем встретить вывески, в которых использованы эти традиции старых ремесленников.
В Ереване Ю.Г. Карапетян установил изготовленные им фонарь и вывеску магазина "Чинар" на двух выступающих из стены кронштейнах. Оригинально решил подобную задачу петербургский кузнец Е.И. Ершов. Его вывеска Торгово-бытового центра представляет собой куб, подвешенный на цепи за один из углов, на гранях куба - выполненные в металле объёмные изображения бытовых товаров. В традиционной средневековой манере выполнена О.В. Боньковским вывеска аптеки, только змея на ней поднимается не как обычно, от ножки чаши, а как бы от от аптеки.
Среди современных изделий художественной ковки часто можно встретить изображения птиц и различных животных. Иногда это делается с добрым юмором, иногда в силу традиции, как, например, на флюгерах. Кованых сов и котов можно часто видеть на островерхих крышах старой Риги. На современных флюгерах чаще всего встречаются изображения мифологических животных. Так, например, мастер Ю.М. Любимов создал флюгер с изображением крылатого коня - пегаса. На флюгере кузнеца Ю.Н. Бородина два изображения - лев и грифон (мифологическое чудовище с телом льва, крыльями и орлиным клювом). Аналогичного грифона отковал О.В. Боньковский, флюгер был изготовлен для музея села Звенигород, где 900 лет назад было образовано Звенигородское княжество. Один из наиболее красивых флюгеров, фотография которого хранится в музее кузнечной науки и техники, откован в виде парусника с развевающимся по ветру флагом на мачте. В нём привлекает всё: тема, композиция, исполнение.
Нет комментариев
Добавить комментарий